Информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- о специально оборудованных учебных кабинетах
В образовательном учреждении учебные кабинеты приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. 35 учебных кабинетов оборудованы мебелью и инвентарём для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей с ограниченными возможностями, кабинет №213 для работы узких специалистов: психолога, дефектолога и логопеда. В рамках программы «Доступная среда» учреждение оборудовано кабинетом №103 для свободного доступа детей с опорно-двигательным аппаратом (на колясках).
Специальных оборудованных кабинетов и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.
- об объектах для проведения практических занятий
Для проведения практической части занятий в учреждении оснащены кабинеты: физики (№306, №308), химии (№224), технологии (№126 – кабинет домоводства, №128 – слесарно-столярная мастерская), информатики (№216, №316), биологии (№226), два спортивных зала, тир.
- о библиотеке(ах)
Библиотека, информационно-библиотечный центр для обеспечения доступности и удовлетворения информационно-образовательных потребностей расположены на 1 этаже здания, организована зона буккроссинга для чтения и обмена книгами, мобильная библиотека представлена художественной литературой в рамках образовательной программы для обучающихся 1-11 классов.
- об объектах спорта
В свободном доступе находятся 2 спортивных зала, гимнастическое оборудование, спортивная площадка. Спортивный инвентарь, находящийся в зале, укреплен в соответствии с СанПиН. Дополнительный инвентарь хранится в отдельном помещении. Спортивные залы укомплектованы спортивным оборудованием и инвентарем, которые соответствуют правилам безопасности занятий по физической культуре в урочное и внеурочное время: мячи, обручи, скакалки, тактильные лестницы, фитболы, коврики для фитнеса, маты и др.
- о средствах обучения и воспитания
В образовательном учреждении используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.).
Визуальные (зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии; модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике; натуральные объекты (на уроке биологии), портреты художников и композиторов.
Механические визуальные приборы: микроскоп, фотоаппарат, видеокамера. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьюторы, интерактивная доска, интерактивная панель, проекторы, принтер.
Спортивное оборудование: мячи, обручи, скакалки, тактильные лестницы, фитболы, коврики для фитнеса, маты, спортивные снаряды и др.
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач.
Средства воспитания:
- общение (непосредственное, опосредованное) в форме прямых контактов учителя и обучающегося и индивидуальных бесед;
- учение, когда учитель воздействует не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия;
- труд, когда воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через дежурство по классу, выполнение трудовых поручений;
- игра используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр: сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические, соревновательные.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Центральный вход оборудован пандусом, установлена кнопка вызова персонала при входе. Имеется аудиозвонок, «громкая связь». При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации ребенку-инвалиду или ребенку с ОВЗ может быть предоставлено сопровождающее лицо.
Библиотека, столовая, кабинет №103 для свободного доступа детей с опорно-двигательным аппаратом (на колясках), а также специально оборудованный санузел расположены на 1 этаже в зоне доступности.
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Установленный домофон не только повышает безопасность, но и служит переговорным устройством.
- о специальных условиях питания
Питание обучающихся МБОУ СОШ № 5 осуществляется на основе двухнедельного меню, разработанного согласно рекомендациям Министерства образования Калининградской области.
При необходимости, для учащихся (по медицинским показаниям) формируются рационы диетического питания. Создание отдельного меню для инвалидови лиц с ОВЗ не практикуется. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объѐме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. В соответствии с установленными требованиями Санитарных правил созданы следующие условия для организации питания учащихся:
- предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием инвентарём (холодильные и морозильные шкафы, прилавок холодный, столы разделочные, плита с жарочным шкафом, шкаф пекарский, пароконвектомат и др.);
- предусмотрено помещение для приёма пищи на 200 посадочных мест с соответствующей мебелью (в зале установлены 35 комплектов 6-ти местных обеденных столов со стульями);
- организовано льготное 2-х разовое питание детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды и жидкого мыла.
- о специальных условиях охраны здоровья
Для оказания доврачебной первичной помощи в МБОУ СОШ № 5 функционирует медицинский кабинет. Медицинское сопровождение обучающихся осуществляет школьная медицинская сестра.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Штат укомплектован учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.
В МБОУ СОШ № 5 проводится ряд мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями:
- оказание первой медико-санитарной помощи;
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
- созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
- кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.
В соответствии с законодательством РФ определены основные направления работы по обеспечению безопасности:
- организация и управление безопасным образовательным пространством;
- антитеррористическая защищенность и противодействие терроризму и экстремизм;
- обеспечение охраны образовательного учреждения;
- информационная безопасность;
- пожарная безопасность;
- энерго-электробезопасность.
В школе на постоянной основе проводится работа по совершенствованию материально-технической базы с целью повышения антитеррористической безопасности и охраны труда всех участников образовательных отношений.
В здании установлены:
• система автоматической подачи сигналов средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;
• система видеонаблюдения (внутренняя и наружная);
• система «Тревожная кнопка»;
• система оповещения «Громкая связь»;
• световые указатели запасных выходов;
• поэтажные планы эвакуации;
• противопожарные двери;
• огнетушители;
• ограждение по периметру территории школы.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учителя, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В МБОУ СОШ № 5 используются возможности обучения детей-инвалидов и ли с ОВЗ с применением дистанционных форм обучения (возможности ЭлЖура, Скайп-технологии, конференции через СФЕРУМ и т.д.).
Информационная база школы оснащена электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, функционирует официальный сайт школы. Сайт школы имеет версию для слабовидящих. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в библиотеке, а также в двух компьютерных классах. Обучающиеся для обучения используют — 30 компьютеров, 42 ноутбука. Компьютеры имеют выход в Интернет. Контроль за обучающимися осуществляет: в урочное время — педагог, ведущий занятие; во внеурочное время — лицо, уполномоченное приказом директора. Для обеспечения безопасных условий доступа в сети Интернет, в школе действует система контентной фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, компьютерная техника, аудиотехника (колонки, наушники), видеотехника (проекторы, телевизоры), наборы ЛЕГО, робототехники.
- об электронных образовательных ресурсах:
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
• НОВЫЙ образовательный портал ЦОС«Моя школа» (https://myschool.edu.ru )
• сервис «ЭлЖур» (https://svet1.eljur.ru/),
• Российская электронная школа (https://resh.edu.ru)
• онлайн-платформа Учи.ру (https://uchi.ru)
• интерактивная образовательная онлайн платформа «Образовариум» ( https://obr.nd.ru/ )
• ЯндексУчебник (https://education.yandex.ru)
• он-лайн школа «Фоксфорд» ( https://foxford.ru/ )
• образовательная платформа «Лекта» (https://lecta.rosuchebnik.ru/ )
• и другие.
Каталог образовательных ресурсов в сети Интернет для обучающихся
• Медиатека для обучающихся НОО
• Медиатека для обучающихся ООО
Сайты федеральных органов управления образованием
• Министерство Просвещения Российкой Федерации
• Федеральное портал "Российское образование"
• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Сайты учреждений образования федерального уровня
• Федеральная служба государственной статистики
• Федеральный институт педагогических измерений
• Федеральный центр образовательного законодательства
• Федеральный центр тестирования
• Федеральный перечень учебников
Федеральные информационно-образовательные ресурсы
• Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Образовательная пресса
• «Большая перемена»: сайт информационной поддержки Федеральной целевой программы развития образования
• «Учительская газета»
• Журнал «Вестник образования России»
• «Квант»: научно-популярный физико-математический журнал
• Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
• «Потенциал»: образовательный журнал для школьников и учителей
• «Школьная пресса»: информационный портал
• Каталог образовательных ресурсов
Энциклопедии, словари, справочники
• ВикиЗнание: гипертектовая электронная энциклопедия
• Русские словари. Служба русского языка
• Словари и энциклопедии на Академик.ру
• Словари русскогоязыка на портале Грамота.ру
• Служба тематичеких толковых словарей
• Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
• Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания»
• Словарь сокращений русского языка
• Русский Биографический Словарь
• Аудиохрестоматия
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Мультимедийные средства, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
- в МБОУ СОШ № 5 общежитие и интернат не предоставляется.